ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ

Учредитель сетевого издания "Донской вестник.ру"- АУ "Редакция газеты "Донской вестник" Главный редактор: Рыбцова А.А. Адрес электрронной почты: www.donwestnik@yandex.ru Телефон: 84467-5-19-64 (16+)

Посещения

Сегодня76
Вчера296
За эту неделю372
За этот месяц4128
Всего246914
"Фильм... Фильм... Фильм..."

"Фильм... Фильм... Фильм..."

PDFПечать

Многие люди, чья сознательная жизнь пришлась на советское время, помнят, как часто мы все ходили смотреть фильмы в кинотеатры или сельские клубы. На хороший фильм постоянно были большие очереди за билетами. В те времена были наиболее популярны индийские фильмы, фильмы о Фантомасе, советские детективы или "жизненные" мелодрамы. Дети часто ходили на повторы "Ну, погоди!". Билет тогда стоил 10 копеек, а удовольствия было на все 10 рублей. Поход в кино, особенно для сельского жителя, был "окном" в мир. Да что и говорить, для многих людей посещение кинотеатра считалось настоящим праздником, а киномеханик казался почти волшебником. Ему завидовали и взрослые, и дети: какая хорошая и интересная работа - постоянно смотреть новые фильмы, да ещё и бесплатно. Те, кому удавалось каким-то чудом попасть в будку киномеханика, не только смотрели фильм, но и с интересом наблюдали за его работой. Но если вдруг фильм прерывался хотя бы на полминуты, на этого "небожителя" начинали свистеть, а потом забывали, если сеанс проходил без сучка и задоринки.

"Из всех искусств для нас важнейшим является кино", - помните это знаменитое изречение В.И. Ленина, которое служило, своего рода, бесплатной рекламой? А в нашем иловлинском кинотеатре оно даже украшало одну из стен.

27 августа мы отмечаем День российского кино, которое шагнуло из советского, из того времени, когда из кинобудки доносился характерный треск, и экран в кинотеатрах оживал, а зрители, затаив дыхание, следили за перипетиями судьбы героев картины. Романтика того времени, к сожалению, ушла, хотя кино в нашей стране продолжает свое шествие по кинотеатрам. Но это, как говорится, уже другое кино и другая история...

Алексей Николаевич Текутов - старейший работник киносети нашего района, отдавший этой профессии, почти что исчезнувшей со времен перестройки, ровно 30 лет своей жизни.

В нынешнем массовом сознании киномеханик – не очень молодой и не всегда трезвый мужчина, дремлющий в комнате позади кинозала. Ему можно посвистеть, если изображение на экране выйдет из фокуса. Время от времени механика можно застать за перетаскиванием артефактов – тяжелых круглых коробок, в которые пакуется "важнейшее из искусств". Также иногда у него можно выпросить кусочки ненужной пленки, в изобилии валяющейся на полу проекторской. Но в действительности это - далеко не так.

- Вообще, в кино я пришел в 1968 году после окончания школы киномехаников, было мне в то время 16 лет, - так вспоминает о начале своего трудового пути наш собеседник. - С детства, еще будучи школьником, фотографией увлекался, сам и фотографировал, был у меня фотоаппарат "Смена". А больше всего интересовали, конечно, движущие механизмы, кинотехника. Я жил в Песчанке и частенько бегал к нашему киномеханику деде Вите - посмотреть что да как. Он и говорит мне: "Пойдешь учиться? Меня заменишь". Ну я и пошел - в школу киномехаников в Ростове-на-Дону. Окончил, и сразу мне доверили установку - мне, 16-летнему пацану! Хорошо помню свой первый рабочий день в качестве киномеханика, а первый фильм, который я крутил, был "Дерсу Узала". Людей собралось - полный клуб. Ничего, все прошло гладко. В то время в каждом селе или хуторе была киноустановка, кино крутили часто. Да и люди ждали новых фильмов, ходили в клуб как на праздник. А куда было еще ходить тогда в деревне? На танцы да в кино.

Люди в нашей районной дирекции киносети работали хорошие, всегда подскажут, помогут: В.И. Стариков, В.М. Бородин, Н.И. Ахмеров, В.П. Овиаров, Н.А. Бахтина, Т.П. Бородина, Г.В. Квакин. Так до армии я в Песчанском клубе и проработал. В армию призвали в Донецк, во внутренние войска, служил в оперативном батальоне, который занимался охраной общественного порядка во время массовых мероприятий. А по праздникам и выходным - показывал кино солдатам.

Отслужил, и меня опять в Песчанку киномехаником взяли. Директором в то время был Валерий Митрофанович Бородин, он меня вскоре перевел на должность реммастера. Аппаратура с каждым годом совершенствовалась, добавлялась электроника, а знаний не хватало. Я поступил в Ростовский кинотехникум, окончив который, уже с полным правом обслуживал кинотехнику в районе.

То время своей работы Алексей Николаевич вспоминает с удовольствием: и работа спорилась, и была в радость, и отношения в рабочем коллективе были замечательные, да и начальники попадались хорошие и толковые люди.

- Мы подчинялись областному управлению кинофикации, там был технический отдел, который занимался всеми техническими вопросами. Мы с ними связь держали прочную и постоянную, с аппаратурой вообще проблем не было: год кончается - звонят: заявочку на будущий год давайте, где будете новый клуб открывать, что будете заменять. Все без проблем, так было развито у нас это дело. Большую помощь оказывал тогдашний замначальника управления, заядлый киношник Аран Моисеевич Гориловский - по какому вопросу ни подойдешь - всегда поможет. Очень энергичный начальник техотдела был Петр Николаевич Хромых.

Помню, когда пришел работать, в каждом поселении была киноустановка. Они были разные, в зависимости от зала - если позволял, ставили широкоэкранную, если нет, то на узкой пленке работали. Смысл широкоэкранного кино вот в чем: кадр растягивался по вертикали, и если его без специальной оптики показывать, то картинка вытягивается и искажается. Чтобы показать широкоэкранный фильм, нужна специальная оптика, которая была дорогостоящей. Впоследствии вся аппаратура стала ею комплектоваться. Колхозы и совхозы, те, что побогаче были, сами закупали аппаратуру для своих сельчан, чем очень нам помогали. Нас, киношников, действительно уважали, нашу машину, например, и на пароме бесплатно переправляли... Мастера мы были на пару с Геннадием Васильевичем Квакиным, он из Лога.

За время моей работы сменилось три комплекта аппаратуры. Начинал я работать еще на угольных осветителях, потом их сняли с производства, и появились ксеноновые лампы. Как только что-то новенькое из аппаратуры появлялось, это сначала опробовали на городе, потом собирали нас, с области, и рассказывали, на что обращать внимание. Конечно, кинопленки нам доставались 3-ей категории, поэтому, бывало, и рвались, но мы делали все возможное, чтобы качественнее показывать. На это и была направлена техническая служба - обеспечивать качественный показ. У нас были приборы, которые регулировали яркость экрана, вертикальные, горизонтальные допуски пленки, мы меняли то, что в приборах изнашивалось. Ведь не только заменить надо деталь, но и правильно ее выставить. В "доцифровую" эпоху ленты для транспортировки резались на 300-метровые куски, так что на стандартную бобину помещалось 10-20 минут фильма. Когда во время кинопоказа одна катушка заканчивалась (за 8 секунд до этого момента в углу кинокартинки на миг появлялось изображение сквозного отверстия – знак того, что механику надо приготовиться), требовалось быстро запустить на втором проекторе следующую пленку, подогнав конец одной бобины к началу другой стык-в-стык, чтобы переход произошел незаметно. Последнее время вся аппаратура стала комплектоваться автоматикой, уже не надо было так следить, аппарат сам включал и выключал. Почти везде в районе стояла новая аппаратура. Был Советский Союз, аппаратуру выпускали разные заводы: для села - Белорусское оптико-механическое объединение, Одесский, Ленинградский заводы киноаппаратуры; усилительное и силовое оборудование выпускал Самаркандский завод. Все комплектовалось, вовремя поставлялось и работало. Вот какое было время! Просто жаль, что все ушло...

Работали тесно с областным кинопрокатом. Фильмы показывали каждый день по два сеанса, еще и детский. Тогда в кинотеатрах существовал план по валовому сбору. Киносеть государство всегда дотировало, цены на билеты были низкими: 20 копеек - взрослый, 5 - детский. А чтобы самим зарабатывать, нужно раз в 10 поднять цену на билеты. Но приходилось выкручиваться. Да и старейшие работники киносети помогали. Довелось поработать с иловлинскими киномеханиками: Верой Алексеевной Репенко, Надеждой Васильевной Ахмеровой, Валентиной Николаевной Косовой; в Новогригорьевке был Геннадий Никандрович Федушкин; в Сиротинской - Генриетта Дмитриевна Маринина; на Иловлинской ж/д станции - Александра Изосимовна Писарева; в Большеивановке были Николай Васильевич и Мария Емельяновна Олейниковы; в Александровке - Николай Павлович Холодов и Алексей Николаевич Белков; в Озерках - Вера Евгеньевна Константинова; Борис Константинович Посохин - в Кузнецах. Они ходили по организациям, школам, зазывали на сеансы. Но, как правило, если привозили хороший фильм, его загодя уже ждали. Советская система проката была очень хорошо настроена. Для проката в кинотеатрах подбирали фильмы советского производства очень хорошего качества. А иностранные фильмы очень качественно и мастерски дублировались. Такие импортные фильмы считались событием районного масштаба. Все фильмы, будь то фантастика, комедия, мелодрама или индийские, были безобидными и без чернухи, которая сейчас присутствует почти везде.

До 90-х годов индустрия развивалась нормально, потом наш "великий реформатор" Егор Гайдар киносеть приравнял к промышленным предприятиям, и все сразу же рухнуло...

В районной киносети А.Н. Текутов проработал до 1998 года - ровно 30 лет, поэтому с полным правом причисляет себя к среде "киношников" и всегда с доброй улыбкой вспоминает это время в свой профессиональный праздник. Вот и сегодня, рассказывая о своей работе, попросил от его имени поздравить всех ныне здравствующих работников киносети с Днем кино!

Е. УЛЬЯНОВА.

Фото А.ЧЕБОТАРЕВА и предоставлено А.Н. Текутовым.

06.10.2016 14:20