Посещения

Сегодня85
Вчера251
За эту неделю1458
За этот месяц6245
Всего191223
По призванию души

По призванию души

PDFПечать

 

«Ты помнишь, было вокруг море цветов и звуков. Из теплых маминых рук учитель взял твою руку»...

И не только руку, но и маленькое доброе сердечко своего ученика. Теперь целых четыре года он будет бережно вести этого человечка по жизни, проявляя нежную материнскую заботу, учить юное создание азам науки и культуры, воспитывать из него будущего гражданина своей великой страны, заполняя аккуратным учительским почерком чистые странички его начинающейся человеческой биографии. А потом все начнется сначала. Снова с чистого листа.

Это — удел учителя начальной школы. И призвание. Потому что делу образования и воспитания детей Алла Анатольевна Глазкова, находящаяся сейчас на заслуженном отдыхе и готовящаяся 10 августа отпраздновать свой юбилей, посвятила всю свою жизнь.

- Мне выпало жить в доброе время, - вспоминает Алла Анатольевна накануне своего юбилейного дня рождения. - Добрым оно было не только потому, что была молодость, была работа, заслуженный успех и признание. Это было время созидания и отдачи. И чем больше человек отдавал, тем жизнь его становилась ярче и богаче.

Последняя фраза в полной мере отражает жизненную установку Аллы Анатольевны. И в этом смысле ее жизнь можно назвать интересной, хотя были в ней и неприятные, порой даже страшные события.

Алла Анатольевна родилась в 1936 году в Сталинграде, в семье экономиста городского треста ресторанов и кафе Анатолия Федоровича Развозжаева. Родители жили в любви, достатке, но после рождения Аллы мама девочки тяжело заболела и долгие годы лечилась в одной из московских клиник. Пришлось отцу взять на себя заботу о малышке, растить и воспитывать дочь вплоть до нападения на СССР фашистской Германии.

- Когда началась война, папу забрали на фронт, а я стала жить с дедушкой и бабушкой, потому что маму из клиники не отпускали, - вспоминает о том времени моя собеседница. - Помню, как радовались взрослые известиям о победе наших войск под Москвой, но потом начались страшные события Сталинградской битвы. От нее в моей детской памяти сохранились висевшие над городом аэростаты, бомбежки, пожары; подвал полуразрушенной пятиэтажки, где мы прятались с местными жителями, и наступающие, стреляющие из автоматов цепи немецких солдат.

Еще помню жизнь в Белой Калитве, куда нас — мирных сталинградцев - немцы отправили на временное поселение перед тем, как угнать на работы в Германию. Там и взрослых, и детей содержали в холодных бараках, предоставляя самим добывать себе питание. А где его было взять в уже ограбленном фашистами городе? Вот моя бабушка и не выжила — умерла с голоду. А дед спасся и меня спас тем, что стащил у немцев тюбик с клеем, и тайком пробираясь в ближайшую деревню, клеил местным жителям обувь. За это давали немного травяных лепешек, чем мы и питались.

Тут Алла Анатольевна замолчала, затеребила одной рукой другую. Затем успокоилась и продолжила разговор.

- От угона в неметчину нас спасли окружение и полный разгром немецких войск под Сталинградом, но город был полностью разрушен, и дед принял решение переждать лихое время в деревне. Жили впроголодь у приютившей нас солдатки, ходили в морозы полураздетые, ждали от отца писем с фронта. И как были счастливы однажды неожиданному его приходу. Побывка воевавшего на Кавказе солдата была связана с отводом его части в тыл на пополнение, что оказалось делом недолгим. А вот встреча эта запомнилась навсегда. Наверное, тем, что вместе с радостью от встречи, отец отругал меня за хождение по снегу босиком и велел деду впредь не допускать этого.

Были и другие невзгоды, но мы - дети - и в войну умели радоваться жизни. Летом купались, загорали, зимой катались на самодельных санках-«ледянках», лепили снежных баб, играли в «снежки». Впечатляли меня, горожанку, и деревенская природа, просторы, быки и коровы, которых я раньше никогда не видела, русская печь с лежанкой. Так и дожили до Победы, до возвращения отца с войны.

Сталинград тем временем отстраивался, вставали из руин новые жилые дома и предприятия. Везде были нужны специалисты, и глава семейства Развозжаевых вновь устроился на прежнее место работы. Ему предоставили финский домик на Дар-горе, дочку определили в школу и, казалось бы, горести остались позади. Ан нет. Черной змеей вползло в дом известие о гибели матери - от бомб немецких стервятников еще в 1942 году, во время поездки ее из Москвы к семье в Сталинград.

Анатолий Федорович женился вторично, привел дочери мачеху — фельдшера Анну Васильевну. Женщиной она была работящей, а вот падчерицу невзлюбила и всячески помыкала девочкой. Хлебнула тогда Алла лиха и от грубости мачехи, и от тяжелой работы по дому. Шутка ли - заставлять девчонку рубить дрова, колоть уголь, таскать эти тяжести в дом да топить печку. Попутно стирать, бегать в магазины да молча выслушивать едкие замечания в свой адрес. И кончилось это противостояние тем, что после окончании семилетки Алла поступила в Дубовское педагогическое училище на отделение учителей начальных классов и практически ушла из семьи.

- А желание учить детей у Вас было осознанное? - не удержался я от вопроса.

- Ну конечно, - улыбается Алла Анатольевна. - Ведь я хорошо училась в школе, помогала отстающим. Узнав об этом, директор Сусанна Федоровна Журавская постоянно советовала мне стать школьным учителем и, как говорится: «сеять разумное, доброе, вечное». Хотя я мечтала закончить десятилетку, поступить в педагогический институт и получить высшее образование, но семейные неурядицы ускорили события.

Да, не всегда сбываются у человека его мечты и желания, однако Алла упорно шла к своей цели. Успешно окончив училище, получила диплом учителя начальных классов и старшей пионервожатой. Работала сначала воспитателем в одном из детских домов Среднеахтубинского района, правда, из-за кадровых неурядиц — недолго.

- Зато приобрела кое-какой опыт, - смеется Алла Анатольевна. - Видела, как голодные мальчишки таскали через печную трубу пирожки из кухни...

- А в Иловле как оказались? - вновь спрашиваю свою собеседницу.

- По направлению областного комитета по образованию. Очень обрадовалась. Собрала нехитрые пожитки, села на поезд, и ни о чем не жалея, поехала к месту назначения. Там обо мне уже знали, поэтому на железнодорожной станции меня встретил десятиклассник Володя Аликов и проводил к директору Иловлинской средней школы Вячеславу Ивановичу Григорьеву. Он познакомил меня с учителями и напутствовал как молодого педагога. Тут же решился и квартирный вопрос, чему поспособствовала семья школьного географа Александра Васильевича Инина и его супруги Нины Петровны, которые меня приютили и стали первыми наставниками в работе с детьми. Ведь самое трудное в работе учителя начальных классов — это организовать впервые севших за парты ребят.

Впрочем, начинать свою трудовую деятельность Алле Анатольевне пришлось не с «первоклашек». Осенью 1956 года она была назначена старшей пионервожатой Иловлинской средней школы.

Полная идей и энтузиазма, Алла — сама еще молодая девушка - с головой окунулась в работу. Школьная дружина имени трижды Героя Советского Союза, летчика – аса Александра Покрышкина со своими славными традициями гремела на весь район: пионерские костры, походы, игры, слеты и сборы, шефская работа пионеров над октябрятами и многие другие дела были основными в жизни учеников и вожатой того времени. А еще была молодость и желание завести свою семью, что вскоре и случилось, после встречи с иловлинским электриком Александром Глазковым. Сыграв свадьбу, молодожены сняли квартиру, затем переехали в ведомственный - «учительский» дом неподалеку от каменной школы. Там, в свободное от работы время, растила дочь, занималась домашним хозяйством, ждала назначения на должность учителя начальных классов.

В начале шестидесятых годов это заветное желание сбылось, и началась страстная творческая работа.

- Учитель должен не просто учить, но и постоянно учиться сам, причем как профессионально, так и нравственно, - убеждена Алла Анатольевна. И она училась на опыте новаторов, творчески мыслящих учителей школы, области, следила за педагогической литературой. У нее была постоянная потребность к самообразованию.

Своими находками делилась с опытными коллегами — Полиной Ивановной Табунщиковой, Ниной Михайловной Ютаевой, Евгенией Савельевной Аникиной, Пелагеей Меркуловной Погодиной и другими учителями начальных классов, советовалась с ними по поводу проведения уроков и поведения учеников.

- Провожу урок в первом классе, - с улыбкой вспоминает Алла Анатольевна. - Витя Краюшкин старается написать фразу из букваря, но ничего не получается. Я хочу помочь ему, беру его руку в свою. - Не трогайте мою руку, ваша рука холодная, - говорит мальчик. Прохожу дальше, а он опять просит, дергая за полу юбки. - Не могу написать, покажите. - Так у меня же рука холодная, - отвечаю. - Она уже согрелась, - упрямо просит малыш. Как не помочь ребенку - берешь и показываешь.

Помню и другие забавные случаи со своими первыми учениками — Элеонорой Власовой, Наташей Кисловой, Валерой Савенко, Сергеем Свиридовым и многими другими. Как и все дети, они проказничали, радовались и огорчались...

Да, много детей прошло через ее сердце, причем, по словам учительницы, все были разные, но такие замечательные: любопытные, подвижные, веселые и инициативные. Таких технических средств обучения, как сейчас, тогда не было. Зато были руки, голова и огромное желание делать уроки интересными. Поэтому наглядные пособия, стенды, дополнительные материалы Алла Анатольевна создавала собственноручно, а школьные мероприятия готовились совместно с детьми и всегда проходили на «ура».

К примеру — пионерский поход в Паньшино — к памятнику героине Великой Отечественной войны Гуле Королевой, куда ребята отправились пешком и, несмотря на привалы, в дороге устали. Пришлось Алле Анатольевне подбадривать юных путешественников, петь с ними песни, рассказывать о подвигах пионеров, сражавшихся с немецкими оккупантами в составе партизанских отрядов. Так и дошли до места, где после отдыха и торжественного митинга ребят пригласили в гости колхозники. Шла уборка урожая, и после вкусного обеда на полевом стане школьников прокатили на комбайнах и подарили на память пшеничный сноп. Долго потом вспоминали об этом походе его юные участники.

В общем, скучать Алле Анатольевне было некогда. Семена, которые она сеяла, давали свои всходы. Среди ее выпускников – люди разных профессий: учителя, журналисты, медицинские работники, военные...

- Мои ученики сумели освоить – а в этом и есть предназначение учителя – инструмент понимания действительности, - продолжает рассказывать Алла Анатольевна. - В результате они критическим и пытливым взглядом смотрели на жизнь, своим трудом добывали истины.

А вообще, многое передумано. Да и как иначе — прожито уже немало. Вот и беспокоит меня вечная тревога: что я утратила с годами? Ведь о том, что сохранила и обрела, скажут доверие и благодарность учеников.

Напрасно тревожится Алла Анатольевна по этому поводу. Не забывают, по-прежнему ценят и любят свою первую учительницу ее ученики, которым она дала первые знания, приучила к ответственности и труду.

Вот как отзывается о педагоге ее ученица, главный редактор районной газеты «Донской вестник» Анна Александровна Рыбцова:

- Алла Анатольевна была для нас всех «второй мамой». К каждому ученику она относилась с большим вниманием, как к своему ребенку. И учила не только читать и писать, но и разным житейским мудростям.

Еще Алла Анатольевна запомнилась мне своими рассказами о войне и Сталинградской битве. Особенно почему-то врезался в память рассказ о том, как ее, тогда девчушку, боявшуюся звуков обстрелов и клокочущей чужой речи, один из немцев угостил шоколадкой. Для нас – советских учеников, которые видели в немцах только врагов, проявление человеческого сострадания со стороны этого немца было диковинкой. Уже став взрослой, я поняла, что этот рассказ свидетельствовал о гражданском мужестве учителя, не побоявшегося говорить детям о таком проявлении общечеловеческого сострадания. После этого в моей ребячьей голове зародилась мысль о том, что война — это трагедия для каждой из сторон, что она по своей природе бесчеловечна.

Интересно проводила Алла Анатольевна и родительские собрания. По словам моей мамы, а у Аллы Анатольевны учился потом и мой младший брат, она на собраниях учила родителей. Объясняла решение задач, говорила о том, что будет спрашивать на уроках. И это очень помогало при подготовке домашнего задания.

Горжусь тем, что Алла Анатольевна так сплотила наш «Б» класс, что позволило нам считать себя самыми дружными ребятами среди параллели. И это мы пронесли до самого окончания школы.

В жизни, часто встречаясь на улице, я с удовольствием общаюсь со своим педагогом. Разговариваем о современности, о нынешней системе образования. И все как-то не получается сказать «СПАСИБО». Спасибо от всех за то, что учила нас быть людьми, не бояться ответственности. Спасибо лично от меня за то, что дала посыл заняться тем, чем занимаюсь сейчас. Алла Анатольевна, конечно, не помнит того изложения в 3-м классе, когда я вместо «мохнатой снежинки» написала в контрольной тетрадке «лохматая снежинка». Именно после того ее объяснения моей ошибки я стала внимательнее относиться к словам, интересоваться словесностью. Так что и за это – «Спасибо»!

С большим уважением говорит об А.А. Глазковой и бывшая учительница русского языка и литературы Виктория Александровна Пономарева:

- С самых первых дней Алла Анатольевна приучала своих малышей слушать учителя, отвечать на вопросы, работать с учебником, выполнять домашние задания, для чего любую тему объясняла интересно и доходчиво. И уже к концу первого года обучения ее питомцы многое могли делать самостоятельно.

Удалось узнать и об отношении к работе педагога известного в свое время на всю область аса начального обучения — инспектора Волгоградского отдела народного образования Луизы Викторовны Столбовой. Своими замечаниями о ведении уроков она наводила страх на учителей, а вот Аллу Анатольевну инспектор похвалила. И не где-нибудь, а на областном собрании учителей, что было заметным событием в жизни.

Веским доказательством успешной работы с учащимися были и многочисленные Почетные грамоты дирекции средней школы и районо.

Между тем, были у Аллы Анатольевны и сложности в повседневной работе. Здесь, как правило, особого подхода к себе требовали «запущенные» ребята из неблагополучных семей. Приходилось беседовать с их родителями, преодолевать ребячью лень, упрямство и тягу не к учебе, а к уличным приключениям, что было очень непросто. Но учительница не сдавалась, и очень многим «трудным» ребятам помогла переменить взгляды на жизнь и выбрать в ней правильную дорогу.

Кроме школьной жизни, немало усилий и терпения потребовалось Алле Анатольевне, чтобы воспитать, взрастить личность и способствовать формированию лучших человеческих качеств не только в учениках, но и своих детях, внуках. Они выросли достойными людьми. Дочь Татьяна стала научным сотрудником музея-панорамы «Сталинградская битва», внучка Ирина — преподавателем английского языка в одной из коммерческих школ Волгограда. Сын Владимир работает электриком в Иловле, внучка Юля в этом году окончила аграрный университет, воспитывает двухлетнюю дочку. Младший внук – Ефим – учится в 6-м классе. Так что права поговорка о том, что великий труд приносит великие награды.

Счастьем светятся глаза Аллы Анатольевны и тогда, когда раскрывает она страницы семейных альбомов. В них много фотографий не только родных и знакомых, но и выпускников начальных классов — всех, кто вызывает теплые и радостные воспоминания: о том, как шли когда-то ребята в поход, как прощались с первой учительницей на выпускном утреннике, как проходили годы и десятилетия...

Впрочем, о прошлом Алла Анатольевна грустить не любит. Свою жизнь она считает не напрасной, и жалеет лишь о том, что возраст и здоровье не позволили ей подольше работать в школе.

- А призванию своему я, надеюсь, соответствовала, - заканчивает она разговор.

Далее мы простились, но уходя, мне невольно вспомнилось меткое суждение Л.Н. Толстого о призвании учителя: «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, - писал классик, - а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию».

С. ГРИДИН.

На снимке: А.А. Глазкова.

Фото А. ЧЕБОТАРЕВА.

28.09.2016 14:16