Участник Великой Отечественной войны Александр Георгиевич Рябов рассказал о фронтовой дороге длинной
Участник Великой Отечественной войны, житель села Лог Логовского сельского поселения Иловлинского района Александр Георгиевич Рябов в этом году отметил свой 97-й день рождения. А ровно 80 лет назад, семнадцатилетним парнем, он ушёл на войну и попал в автополк, стал фронтовым шофером.
Советские военные шоферы во время Великой Отечественной войны наравне с остальными солдатами рисковали жизнью, доставляя бойцов на фронт, подвозя боеприпасы, занимаясь снабжением.
Александр Георгиевич Рябов попал на фронт осенью 1943 года в г. Орджоникидзе (сейчас Владикавказ). Паренек уже успел получить водительское удостоверение и попал в 10-й учебный автополк, где бойцы проходили обучение.
В начале марта 1944 года Александр был отправлен на Первый Прибалтийский фронт.
- Я был обыкновенным молодым парнем, шофером, ничего особенного у меня не было, - говорит о себе ветеран, вспоминая те страшные и суровые военные годы и фронтовые дороги, которые довелось пройти и проехать. Сначала водил «полуторку» (ГАЗ-АА), которая была одним из основных транспортных средств на дорогах Великой Отечественной войны. Затем пересел на боевую автомашину «Студебеккер». К ней прицепили на крюк противотанковую пушку, которую надо было окопать, замаскировать, и все это приходилось делать часто, из-за частой смены боевых позиций.
- Я первый раз иномарку увидал – не имел представления даже, как она заводится, - рассказывал Александр Георгиевич. - Мы привыкли, что рукоятку надо крутить, а тут кнопку зажмешь – и она заводится. Хорошая машина! Она задала многим шоферам другие стандарты автомобиля – практичного, комфортабельного.
А.Г. Рябов доставлял на огневые позиции тонны боеприпасов под бомбежками, артиллерийскими и минометными обстрелами, постоянно рискуя налететь на прорвавшиеся вражеские танки. Впереди шел жаркий бой, а машина на большой скорости мчалась к огневой позиции. Много рейсов сделал водитель Рябов на передовую, рискуя жизнью, ведь защиты и комфорта в тех автомобилях было немного, все делалось за счет самоотверженности, стойкости, самопожертвования людей.
В феврале 1945 года красноармеец Рябов был удостоен медали «За отвагу». Вот что написано в наградном листе, опубликованном на сайте «Подвиг народа»: «Водителя боевой машины 3 батареи красноармейца за то, что участвуя в рейде по тылам противника совместно с кавчастями, в бою 1 и 2 февраля 1945 года в районе м. Кнахза, под обстрелом противника подносил снаряды к ведшему огонь прямой наводкой орудию. Когда кончились взятые на ОП снаряды, тов. Рябов под обстрелом автоматчиков противника, маневрируя, доставил боеприпасы на ОП».
Вспоминает ветеран, как попадал под бомбежку:
- Весна была. Солнышко так и пригревало. Тут немцы нас бомбанули! Жаркий был бой. Мы в пашню упали, а от пашни пар идет, тепло, хорошо, сразу дом вспомнился… Смотрю, рядом со мной парня ранило в ногу, кровища… «Нет, это не дом, парнишка, - говорю себе, это война…»
Часть, в которой служил А.Г. Рябов, обеспечивала артподготовку при освобождении Варшавы. А войну Александр Георгиевич закончил в Берлине. Вспомнил ветеран, как услышал весть о Победе:
- Это было, наверное, 30 апреля 1945 года. День выдался тихий, какая-то необыкновенная погода стояла. И тут нам сообщают о капитуляции Германии. Господи, какая радость была! А бои-то еще шли вовсю…
Но еще не скоро закончится война для Александра Рябова.
- Война завершилась. Тех, кто был постарше, демобилизовали, а нас, ребят, оставили служить, - вспоминает ветеран. - Оставили нам старенький «Студебеккер» африканского типа, как мы его называли: кабина у него брезентовая, не металлическая, открытая была. Так и служили.
После войны А.Г. Рябов еще 5 лет служил в Германии в составе группы советских войск.
- За два года до демобилизации как-то вызвали меня в штаб, - рассказывает ветеран. - «Нам нужен водитель, командира бригады возить» - говорят. Так я попал к полковнику Лебедеву - командиру бригады.
По просьбе командования Александр остался на сверхсрочную службу. И в армии провел семь лет - с 1943 по 1950 годы.
Вспоминает ветеран случай, когда в часть приехал генерал армии Василий Иванович Чуйков, и ему довелось везти генерала до города.
- Это было очень ответственно, но я так робел, что ни слова не вымолвил, - улыбается Александр Георгиевич.
28 января 1950 года вышел долгожданный приказ о демобилизации, но А.Г. Рябова уволили только в июне.
По окончании службы, прибыв домой, Александр Рябов снова сел за руль. На знакомой «полуторке» работал на уборочной, потом получил ГАЗ-49 с деревянной кабиной. Вскоре освоил профессию крановщика.
В 1966 году семья Рябовых переехала жить и работать в Лог. Здесь им сразу дали квартиру. С тех пор и до самой пенсии – 20 лет – отработал А.Г. Рябов автокрановщиком на Логовской газокомпрессорной станции. Его всегда характеризовали, как ответственного работника, профессионала.
За многолетний труд имеет награды: Орден Октябрьской революции, многочисленные Почетные грамоты, благодарности от руководства.
Сегодня грудь ветерана украшают боевые награды: Орден Красной Звезды, медали «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945», победные юбилейные медали. В его фотоархиве хранятся немногочисленные фото военной поры, глядя на которые, Александр Георгиевич нет-нет, да и вспомнит былое. Не любят ветераны рассказывать о войне, потому что для них – это часть жизни, отвоеванной у врага. А для нас, потомков, - это память, которую мы будем свято беречь.
Е. САВЕНКО.
Фото автора.
Материал подготовлен в рамках проекта «Это наша с тобою Родина!».